... Как сын провинциального священника он рос в атмосфере народной культуры и, весьма возможно, многие народные обычаи, праздники знал с детства. Кроме того, по его рассказам позднее, в годы обучения у себя на родине в Тульской духовной семинарии, он исходил пешком свою и соседние губернии, «собирая предания давно забытой старины». Вероятно, тульские материалы в «Сказаниях русского народа» приводятся по его собственным наблюдениям. В дальнейшем, во время обучения на медицинском факультете Московского университета и затем в петербургский период жизни, занимаясь врачебной практикой, он оставался неутомимым собирателем русской старины, великим подвижником, что было оценено современниками: не имея университетского гуманитарного образования и по существу являясь самоучкой в исторических науках, он стал членом Географического и Археологического обществ. Но в московский и петербургский периоды деятельности Сахаров был, в основном, собирателем-книжником. Он черпал материал для своих трудов по русской старине из разного рода публикаций и рукописей. Так, например, в неопубликованной части II «Сказок» он писал, что, собирая сказки, пересмотрел более 50 библиотек, «казенных и частных» . При этом, публикуя свои разыскания, Сахаров далеко не всегда делал ссылки на источники и позволял себе вносить в найденные документы поправки, соответствующие его взглядам на историю. Случаи правки, вмешательства в тексты песен и загадок неоднократно отмечались исследователями еще в XIX веке.
В настоящее время, чтобы объективно оценить деятельность Сахарова, в тщательном текстологическом анализе нуждаются его этнографические труды. В первую очередь, на наш взгляд, необходимо выявить источники их и степень авторского вмешательства, что позволит решить вопрос о сохранении ими научного значения, а, следовательно, возможности использования.
В своем сборнике сказок И. П. Сахаров тоже предстал собирателем-книжником. Если Б. Бронницын записывал сказки, то есть вводил их в книгу из устной традиции, пусть еще без особой точности, то Сахаров в примечаниях указывал на рукописи, из которых якобы он тексты перепечатал. Он назвал две рукописи: одну, находящуюся в его библиотеке, по тексту которой в сборнике дана сказка о Ерше Ершовиче, и рукописный сборник с текстами былин и сказок тульского купца Бельского. Он привел археографическое описание этого сборника и некоторые сведения о происхождении его: «Эта рукопись писана в пол-листа, скорописью, разными руками в XVIII веке. Впереди всего были, почти без разделения, помещены былины, а после их сказки. Бельский, постоянный житель Тулы, как сам сказывал мне, получил эту рукопись из дома Демидова, и что один рассказ о Алексее Божьем человеке внесен был им самим в рукопись по напеву слепца». Далее Сахаров перечислил 14 сказок, имевшихся в сборнике.  ...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7
Яндекс.Метрика