... но нельзя не отметить, что многое уже отличает его от них, в его сборнике явно наметились научные подходы к отражению устной народной сказки в книге.
Через три года после книги Богдана Бронницына вышел сборник И. П. Сахарова, озаглавленный так же, как и бронницынский, — «Русские народные сказки» (СПб.: тип. И. Сахарова, 1841. Ч. I). Он содержал 6 текстов и обширный сопроводительный аппарат: вступительную статью «Обозрение русских народных сказок», «Список русским сказкам», «Библиографическую роспись», «Сравнения», содержащие выписки из печатных вариантов его сказок, и «Примечания» к публикуемым текстам, где давались сведения об их источниках.
В предисловии («Обозрении») и комментариях И. П.  Сахаров подверг критике своих предшественников за то, что они вносили в тексты «поправки» и давали тексты «самодельные». В отличие от прежних издателей он намеревался дать сказки «чистые, не изуродованные поправками, сказки, рассказанные народным русским языком». О полном соответствии текстов, опубликованных в сборнике, народным сказкам Сахаров говорил и в части II, которая осталась неизданной: «Скажу одно, что текст русских сказок я сохранил во всей целостности, не осмелился к ним ни прибавить одного слова, ни изменить».
Казалось бы, этим сборником сделан еще один шаг к выработке принципов научного издания сказок. Этого можно было ждать и потому, что автор сборника Иван Петрович Сахаров (1807–1863) ко времени издания своей книги был известным и авторитетным собирателем, публикатором и знатоком древностей. Уже вышли его «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (СПб.: Гуттенбергова тип., 1836–1837. Ч. 1–3), для своего времени свод знаний о народной культуре, содержащий разнообразнейший материал («чернокнижие», тексты заговоров, песен, загадок, описания народных обрядов, игр и т.п.). Были выпущены им «Песни русского народа» (СПб.: тип. И. Сахарова, 1838–1839. Ч. 1-5) и ряд других работ по русской истории.
Сборник «Русские народные сказки» явно претендовал на научность, о чем свидетельствуют не только декларативные заявления автора, но и сопроводительный материал к текстам. Между тем, по мнению большинства исследователей, сборник не принадлежит к числу научных. Почти все его сказки не имеют отношения к сказочной устной традиции, поэтому тексты их не учитываются в современном сказковедении, например, в «Сравнительном указателе сюжетов: Восточнославянская сказка» (Л.: Наука, 1979). Более того, именно сборник и несколько опубликованных ранее былин дали основание говорить о том, что в своей публикаторской деятельности Сахаров прибегал к фальсификации. Собирательская деятельность И. П. Сахарова складывалась отчасти из собственных наблюдений, возможно, записей....
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7
Яндекс.Метрика