Сказки Куприянихи
Вводная статья Н. П. Гринковой
 
Подлинную, традиционную народную сказку во всей ее художественной красоте найти в деревне сегодняшнего дня сравнительно трудно. Это уже вымирающий вид народного творчества, который через несколько десятков лет, со смертью ее теперешних носителей, исчезнет, и для науки о народном творчестве ускользнет этот во многих отношениях ценный и невосстановимый материал. Сказка старая, традиционная уже не может звучать в устах нового поколения, в большинстве случаев грамотного, имеющего возможность находить удовлетворение своих эстетических потребностей в книге. Жизнь принимает другие формы, и искусство вместе с ней отходит от старой формы и старых сюжетов.
Главными носителями сказки в настоящее время чаще всего являются представители старого поколения, старого мировоззрения, ценящие неписаную поэтику старинной сказки и песни.
Летом 1925 г. на мою долю выпало большое счастье для собирателя — встретиться со сказочницей, хранительницей большого числа прекрасных старинных сказок. В селе Б. Верейка б. Землянского (теперь Воронежского) уезда, Воронежской губ. мне удалось записать от Анны Куприяновны Барышниковой (по прозвищу «Куприянихи», или «тетки Анютки») 56 сказок.
Найти сказочника довольно трудно, но разговорить его и получить возможность записать от него большое число сказок еще труднее. Поездка за собиранием сказок в глазах местного населения — вещь фантастическая и нелепая, попросту собирателю не верят, что он действительно за этим приехал. В этом отношении нам работать было легче, так как сказка была лишь одним из наших многочисленных заданий. Сближению с населением вообще, и со сказочницей в частности, в значительной степени содействовал наш фотографический аппарат и, в особенности, сбор коллекций для Этнографического Отдела Русского Музея. Видя реальное проявление наших интересов к познанию быта данного района, население невольно верило в серьезность нашей работы и как-то невольно само шло нам навстречу. Поездка за одним только фольклорным материалом никогда не будет казаться важной в глазах местного населения и не встретит никакого сочувствия. Видя, сколько времени и внимания употреблялось нами на составление планов, чертежей, на фотографирование, на выбор приобретаемых для музея предметов, все невольно начинали чувствовать, что наша работа не праздное занятие, не забава, а какое-то нужное, хотя не совсем понятное дело, которому по силам и по возможности можно помочь, да в добавок за это получить фотографическую карточку...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7