... в той же сказке героиню с руками принимают за «копию» приезжей безрукой жены. Появляется и «мильоны», действие часто происходит на «публишном» или «бублишном» месте и т. п
Интересно отметить, что в сказках Куприянихи, рассказанных мне, вовсе отсутствует порнографический элемент. В некоторых сказках, которые она рассказывает, обычно в устах других сказочников этот элемент присутствует, и зачастую вся соль сказки и заключается в нем. Несомненно, сказки отца, рассказывавшиеся ночью пекарям, носили несколько иной характер, а Куприяниха приспособила сказку для своей детской аудитории и хранит ее в таком виде до сих пор. В тех случаях, когда по стилю сказки нельзя обойтись без непечатных слов, Куприяниха скажет их, и сейчас же в свое оправдание прибавит: «Так уж в сказке говорится».
Одной из характернейших черт стиля сказок Куприянихи является наличие размеренной и рифмованной речи. <...> Несомненным следует считать, что из основного своего источника — из сказок отца — она усвоила этот своеобразный стиль. Лучшие сказки все пестрят этой рифмовкой и, слушая в летний день в душной избе Куприяниху один на один, как-то невольно представляешь себе ее отца-балагура, забавлявшего своим краснобайством толпу собравшихся слушателей. В его исполнении так уместно это стремление вставить красное словцо, рассмешить слушателей метко в звуковом отношении вставленным созвучием, мерной, почти стихотворной речью. Чувствуется, что рассказчик большое внимание обращает на форму, на самое внешнее словесное проявление своего рассказа.
В устах самой Куприянихи эти «цветы красноречия» кажутся несколько неуместными, и хочется считать их взятыми от ее учителя в готовом виде как необходимую и неотъемлемую оболочку той или иной сказки. Недаром те рассказы, которые, по всей вероятности, она восприняла не от отца, чужды этого расцвечивания. <...>
Наряду с рифмой, которая естественно могла сложиться и в которой рифмуется близко стоящие слова развивающегося рассказа, можно отметить ряд рифм, введенных в сказку ради балагурства.
<...>
Как уже указывалось выше, почти все сказки свидетельствуют о том, что для рассказчицы внешняя оболочка сказки ценна и важна не менее самого сюжета и что Куприяниха с особым, свойственным ей художественным вкусом выбирает украшающие элементы из большого запаса поэтических средств, завещанных ей ее предшественниками — носителями и творцами сказочного творчества.
Настоящая заметка имеет целью дать характеристику одной сказочницы. Из таких характеристик отдельных носителей сказки должно получиться представление о том, как, каким образом и при каких условиях творится в настоящее и в недавнее прошлое время народная сказка...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7
Яндекс.Метрика