Сказка как социальный фактор
Статья И. Карнауховой
Перевооружение науки на основе диалектического материализма как единственно научного метода познания и осмысления действительности в настоящее время охватило все участки научно-исследовательской деятельности. Однако далеко не все отрасли знания показывают движение вперед в тех темпах, которые необходимы в наши дни. Позже всех приступила к перевооружению та область, которая изучает актуальные вопросы так называемого народного устного творчества — фольклор.
Если мы и видим определенные сдвиги в методологии фольклора, то отношение к нему в научном мире и часто в руководящих кругах очень мало содействует оживлению на этом участке. На фольклор и по сию пору многие смотрят как на науку, занимающуюся, главным образом, архаикой, якобы исчезающими и изживаемыми жанрами, коллекционерским собирательством «народной старины».
Очень часто не знают или забывают о том, что устное творчество и сейчас живет полной жизнью в различных слоях крестьянства, в толщах пролетарских масс, в самых разнообразных социальных группах, играя такую же классово-идеологическую роль, как и литература.
В числе фольклорных жанров сказку принято считать наиболее устаревшей, социально-пассивной, несущественной и представляющей интерес чуть ли не только потому, что она, мол, скоро совсем исчезнет. Действительность показывает, что такой взгляд далек от истины, так как сказка не только жива, но является отобразителем классовой борьбы и, более того, — одним из существенных ее орудий.
Старые исследователи и собиратели вплоть до последних лет относились к сказке как к художественному творчеству некоей однородной «крестьянской» массы, отражающему психологию какой-то надклассовой категории.
Школа, пользующаяся на Западе большим распространением (Финская школа — Андерсен, Аарне и др.), выдвигая на первый план изучение общего богатства сказочных сюжетов, отвлекает внимание от изучения классовой интерпретации этих схем, различного подхода к ним и классовой подоплеки создания вариантов.
Само собой понятно, что говорить о сказке как о выразителе какой-то общекрестьянской психоидеологии невозможно. Сказка несет большую социальную нагрузку, отображая расслоение крестьянства. Это находит себе выражение в самом выборе материала сказочником (репертуар — показатель круга его интересов и вкусов), в подходе к этому материалу, в отношении к нему исполнителя как представителя определенной классовой прослойки...