Сказки и предания Северного края
И. В. Карнаухова
... Старые традиционные формы иногда еще механически, но уже начинают заполняться элементами нового содержания.
И сказка, как фольклорный жанр, отнюдь не оказывается закостеневшей, застывшей, а испытывает на себе воздействие действительности, изменяясь под ее влиянием. Сказка так же связана с бытием, так же определяется им, как и всякое идеологическое творчество. И как всякое идеологическое творчество, она принимает живое участие в строительстве жизни, содействуя или противодействуя происходящим процессам, является активным орудием в руках борющихся классов.
Интересно, что эта активная роль фольклорных жанров великолепно учитывалась в прошлом представителями правящего класса. Можно с уверенностью сказать, что гонения на скоморохов, представителей народного устного творчества, носителей не только «песен бесовских, плясаний, скаканий и смрадных игр», но и настоящей сатиры (о чем мы можем судить по дошедшим до нас отрывкам), эти гонения имели под собой классовую подоплеку.
О том же говорят и опубликованные Симони 5 записи допроса. Тайной канцелярии за 1730, 1745, 1752, 1754 гг., где допрашивались колодники о сказке, ходившей в народе и связанной с именем Петра Великого. И колодники рассказывали:
«Ходил государь Петр Великой по Москве по городу в ночи один. Встретился с ним вор, и государь спросил его: что он за человек? И оной вор сказал, что он вор. И вор де государя спросил: а ты что за человек? И государь сказал: я де такой же вор, как и ты. Государь с тем вором побратался крестами, и вор назвался старшим братом, а государь младшим. И стал де тот вор его, государя, звать воровать, и государь де сказал: разве де итти воровать во дворец, и за то де тот вор государя бил дубиною и говорил государю: пойдем де лучше воровать лучше к сенатору, и пошли к тому сенатору, и по приходе вор влез на окно и слушал, что говорят, и прислушал де, что тот сенатор говорит: завтра де надобно мне звать государя к себе в гости и отравить до смерти. И вор де прикликал государя, чтобы те слова он слышал, и государь влез на окно и, слышав те же слова и слезши де с окна, пошли в кладовую палату и покрали столько денег, сколько им надобно было, и стали на пути, и вор де государю говорил, чтобы деньги те между собою разделить, а государь сказал: понеси де ты деньги домой, а я завтра их возьму, для того что де мне теперь домой принести нельзя, и вор де государю говорил: ты де меня завтра где найдешь? И государь тому вору говорил: как де государь в Кремле пойдет к обедне и все де люди станут на колена, а ты де на колена не вставай и потому де я тебя узнаю. И по утру де так тот вор и сделал и взят де тот вор» (1752 г.).
Рассказчик был наказан кнутом и сослан на каторгу в Оренбург.
До сих пор рассказывается знаменитая когда-то «Газета из ада»,..
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7    8    9
Яндекс.Метрика