... крестьянка, снявшая по своей личной инициативе в избе образа, с глубоким чувством поет «о прекрасной матери Пустыне» 4 и т. п.
Вера в нечистых, леших, гуменников, обдерих, мертвецов, встающих из могилы, настолько крепка здесь, что проникает в комсомол, в школы.
Молодой семнадцатилетний комсомолец Р. совершенно серьезно не советовал мне идти одним местом, где «водит» и «кажется». Партиец М., охотник, промышленник, много раз рассказывал о том, как его водил по лесу леший, как напугал его в лесной избушке, подбросив в потолок и приперев лавкой.
На Мезени, в селе Койнас, организовалась первая коммуна с обобществленным бытом, и коммунарки с заговорами приводили коров в общий хлев.
На Печоре в Усть-Цильме, селе, растянувшемся на десять верст, будущем городе, где несколько школ и крепкая комсомольская организация, эти противоречия сказываются еще сильней. Старообрядчество и значительная кулацкая прослойка (по данным Исполкома — 20%) содействовали сохранению старых укладов, но новое делает свое дело, и в результате слагаются такие сочетания, как покинутая церковь, в которую никто не ходит, и свадьба, происходящая в ЗАГСе, но точнейшим образом воспроизводящая древний обычай умыкания невесты. После ЗАГСа жених скачет во весь опор в свое село, держа невесту перед собой на лошади, его друзья скачут за ним, и сваха и подруги невесты в ярких сарафанах и шелковых шубейках трясутся на крупах лошадей. Родные невесты гонятся за ворами, и у околицы происходит битва, кончающаяся мирной попойкой за свадебным столом.
Девушка, служащая в исполкоме и носящая юнгштурмовку, вечером в Петров день наряжается в тяжелый сарафан, в парчевую безрукавку, в золотые цепи и ходит в хороводе, который распевает старинные песни.
Мужья покупают в Севзапторге 15–20 метров шелку на сарафаны женам, и собрание в женотделе заставляет вспомнить XVI век: золотые «половинки» на головах, цветастые тяжелые сарафаны, безрукавки, парча, цепи — пышная толпа движется по избе мимо плакатов, говорящих о раскрепощении женщин в красненьких платочках.
И вместе с тем в организующихся оленеводческих колхозах, маслобойных артелях и т. п. та же женщина в шелковом сарафане, наравне с мужчиной, строит новую жизнь.
Все это наглядно показывает, как своеобразие и переплетенность экономических условий приводят к соединению противоречивых и совершенно разнородных по своей природе элементов в бытовом укладе и психологии. Это отражается на устном творчестве, в произведениях которого сталкиваются старинные поверья, предрассудки и суеверия с материалом новой жизни...