Сказки и предания Северного края
И. В. Карнаухова
... Шел он раз с Прошкой парнем (из Дорогой Горы). Шел он лесом, и попали они в такое место, што со всех сторон огонь. Лес ле горел или враг там газу напустил какую, не знаю (гражданка, я на войне век не бывал, не обессудьте). Ну, Прошка шапкой накрылся, тужурочку на голову да и бежать. И тот-то как нагнется!.. Пошоптал, пошоптал да руками коло лица помахал. Глядит Прошка, а у него уши те закрылись, волосья в голову повлазили, а нос длинный стал и в брюхо уперси. Он, значит, из брюха себе и дышит. Да так и побежал. Ну, у Прошки тужурочка вся сгорела да и шапка. А тот как выбег, опеть нагнулся, руками помахал, да как не бывало. Стоит и смеется. Колдун прямо был».
 
Сопоставление этих трех легенд говорит само за себя.
В наши дни сказка не осталась в стороне от социалистического переустройства деревни. Уже на сегодняшний день имеются записи, в которых в рамках традиционных сюжетов говорится о колхозах, трудностях их становления, встречаемом противодействии. Так, записанный мною летом 1929 г. анекдот приурочивает обычную тему о краже кур богатой бабой к жизни колхоза. Баба по ночам крадет кур из колхоза, ощипывает их и жарит. Когда к ней приходят с обыском, она прячется в корзину с перьями и обрастает ими. В районе Нижегородского Поволжья Ю. Самариным записана сказка, говорящая о том, что неполадки с колхозом объяснялись отсутствием на небе специального святого. Святой появился — и колхозные дела пришли в порядок. 3
Последние записи являются любопытным показателем того, как в уст-ном творчестве переплетаются различные и противоречивые элементы. Новое самым неожиданным образом сочетается со старым: колхоз, к которому с явным сочувствием относится рассказчик, оказывается, зависит от небесных сил; кулачка, наносившая ущерб колхозу, наказывается чудесным образом.
Такие сочетания, конечно, не случайны. Они являются следствием быстрой ломки старых социально-экономических отношений и сосуществования в одно и то же время форм нового социалистического хозяйствования и быта наравне с остатками древнейших укладов.
Особенно резко это проявляется на дальнем Севере.
В Заонежьи, где светит Кондострой, где огромный процент крестьян занят на стройке и варится в пролетарском котле, где имеются хорошо организованные врачебные городки, крестьяне еще обращаются к колдунам и знахарям.
На Пинеге эти контрасты в быту еще сильнее. Здесь среди взрослого мужского населения, в значительной своей части грамотного, живут остатки народной демонологии, и крестьянин бывалый, работающий на лесосплавах, не только знающий город Пинегу и Архангельск, но бывавший и в Ленинграде, серьезно рассказывает о леших, домовых и обдерихах; ...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7    8    9
Яндекс.Метрика