Русские сказки и побасенки
Сборники А.А. Эрленвейна и Е.А.Чудинского
Предисловие

Никто, конечно, не станет оспаривать той пользы, какую приносит изучение памятников народного творчества на воспитывающееся юношество. Современная педагогия, предъявляя в этом смысле требования к учащемуся юношеству, давно признала важность изучения этой отрасли знания. Без этого изучения немыслимо знание своего народа: его верований, нравов, обычаев, идеалов, симпатий; без этого изучения немыслима в юноше самая любовь к своей родной земле и к народу, ее населяющему; ибо каждый народ, как бы он ни стоял низко в культурном отношении, имеет свой собственный эпос, и вне его, этого осознанного, коллективного «я», народ немыслим. Он весь сказывается в сказаниях своей устной речи: песнях, былинах, сказках, пословицах, загадках. Кто их не знает, кто их не любит, тот не знает и не любит своего народа.
Помимо тех образцов народного творчества, которые собраны в прекрасных сборниках Кирши Данилова, Сахарова, Снегирева, Киреевского, Рыбникова, Бессонова, Буслаева, Даля, Афанасьева, Якушкина, Шейна, Худякова встречается еще немало других исследований, хотя не со столь громкими именами, но не менее добросовестно разработавших русскую старину в отдаленных окраинах Русской Империи, с точки зрения ее бытовых особенностей, представляемых каждой отдельной племенной группой.
Приступая ко второму изданию «Народных Сказок», мы должны предупредить читателя о том, что он не встретит в них чего-либо выдающегося, нового, по части свежести или редкости вновь добытого материала. Нет, задача наша была скромнее и проще. Будучи преподавателями в народных школах, мы, сельские учителя, на досуге, по окончании обычных занятий, находили удовольствие в записывании по вечерам сказок, песен, загадок со слов наших учеников и других случайных посетителей школ из крестьян.
Школы эти были основаны в селах Тульской губернии Крапивенского уезда, невдалеке от Ясной Поляны, по инициативе и при содействии графа Л. Н. Толстого. Собранные сказки после их издания должны были служить в наших школах подспорьем для первоначального чтения при прохождении грамоты. Такова была первоначальная задача этих сказок.
Способ изложения, склад и обороты речи, замечаемые в некоторых из собранных здесь сказок, вместе с какою-то неполнотою, как бы недосказанностью в их передаче, — ясно указывают на их происхождение и сами собою подтверждают, что своим появлением в свете большею частию они обязаны крестьянским детям, а потому и предназначаются по преимуществу для детской читающей публики...
Страницы:    1    2