Сказки и предания Северного края
И. В. Карнаухова
... где говорится, как сатана распределяет места в аду между богатеями, купчиками, господами и черноризцами и заявляет пришедшим нищим: «У меня для вас нет местов. У меня места все заняты — попами, дьяками, неправедными судьями, богачами, господами, торговцами... У меня нищим тварям нет места» (цитирую по своей записи 1928 г. в Мезенском уезде от Никиты Калиныча Семенова).
Рассказ этот отнюдь не поощрялся начальством. Никита Семенов рассказывал, как урядник грозил ему, чтобы он бросил «чушь молоть», пусть де сказывает «про богатырей».
Великолепно учитывая влияние и организующую силу художественного произведения, правящий класс не только прибегал к запрещению тех или иных «вредных» вещей, но и внедрял то, что могло служить его интересам.
Таковы были многочисленные издания «народных» сказок, патриотических песенников, лубка, религиозных открыток со стишками и т. д. Вспомним хотя бы наводнение ура-патриотическими лубками, связанными с именем казака Кузьмы Крючкова, из которого явно стремились сделать народного, почти сказочного героя, «чудо-богатыря», подогревая этим шовинистические настроения. Подобные издания выпускались с расчетом на то, что, облеченные в привычные формы устного творчества, они укрепятся и получат распространение.
Задача современной фольклористики — всестороннее детальное социологическое изучение сказки и ее идеологического воздействия; выяснение того, как отображается в ней расстановка классовых сил в деревне, какими средствами она оперирует, с чем надо в ней бороться и как можно и должно ее использовать.
Настоящий сборник является первым собранием материалов, записанных в пооктябрьской деревне, в краю, в те годы еще только оправлявшемся от потрясений гражданской войны и интервенции. Сейчас и там жизнь пошла вперед гигантскими шагами. Достаточно сказать, что в Карелии, где в период записи и вплоть до 1928 г. не было ни одного колхоза, теперь большинство хозяйств коллективизировано.
На очереди стоит новый сбор материалов в тех же местах, вошедших уже в общий поток социалистического строительства.
Сравнительный анализ нашего собрания с последующими записями даст возможность рассматривать сказку не в статике, а в ее движении, трансформации, во взаимодействии с действительностью, в ее связи со сдвигами в психоидеологии разных классовых прослоек крестьянства, обусловленных той огромной перестройкой, свидетелями которой мы являемся.
И. Карнаухова
Ленинград
1931 г.
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7    8    9
Яндекс.Метрика