Сказки и предания Северного края
И. В. Карнаухова
... На Севере сказка распространена повсеместно и всюду любима. Ее рассказывают все — от мала до велика. Она до сих пор заменяет собой занимательную книгу, спектакль, кино... 1 Своеобразные условия Севера способствуют ее распространению и сохранности. Сельское хозяйство пока не может при тамошних климатических и почвенных условиях прокормить крестьян. Им приходится обращаться к целому ряду подсобных промыслов. Главное место среди них занимают рыболовство, охота и лесные разработки.
В леса уходят работники на долгие недели, на долгие недели отрываются от села, от родных. Зимний день короток, ночь загоняет всех в избушку, спать еще неохота, и тут-то на сцену выступает сказочник. Сколько раз нам приходилось слышать, что ту или иную сказку перенял исполнитель в лесу,  что он или его приятель по нескольку вечеров рассказывали в лесных избушках и т. д.
Так велика у людей, затерянных в лесу, тяга к сказке, к развлечению, что сказочник — всегда любимый член артели, его всячески стремятся привлечь в коллектив. Нам удалось видеть на Мезени договор одной артели с Северолесом, где прямо говорилось о сказочнике, который должен пользоваться всеми правами, но нести половинную нагрузку, так как в свободное от работ время он обязывается развлекать артель. 2
То же самое происходит и на рыбной ловле, ведущейся артельно. Тоню ведут в очередь, и когда несколько человек заняты у сетей, другие отдыхают и часто рассказывают в это время.
Рассказчики Мезени и Печоры, где развиты промыслы «на ледах» (битье тюленей), тоже неоднократно упоминали о длинных сказках в промысловье.
В это же время в деревне на девичьих посиделках, на совместном «пряженьи» баб сказка находит себе место. И нередко посиделки собираются именно в тех домах, где хозяин славится как рассказчик (см. сказочника Орехова). Иногда и специально приглашают рассказчика для увеселения сборища (см. сказочницу Слепую).
При таком широком распространении, при любви к сказке как к художественному произведению социальная направленность сказки (о которой мы говорили выше) перерастает рамки простого отображения и делает сказку активным орудием классовой борьбы.
Разоблачение классово-враждебных элементов, обрисовка их отрицательными чертами, в особенности издевка над ними порой обращают сказку в пропагандиста, выступающего против помещиков, попов и богатеев.
Кулацкая часть деревни тоже использует сказку в своих интересах, выражая в ней свою психоидеологию и стремясь воздействовать на массы. В частности, особенно резко выразилось это в послеоктябрьский период во время гражданской войны, когда появился ряд новых легенд и сказок...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7    8    9
Яндекс.Метрика