По дорогам центральной России
Вводная статья Е. А. Костюхина
 
...(лишь в постсоветской России «Заветные сказки» Афанасьева были изданы), не каждому известная. Во всяком случае, члены следственной комиссии, роясь в изъятых у Худякова при обыске бумагах, немало позабавились, читая «соромные» сказки, пословицы, загадки (об этом вспоминал сам Худяков). К сожалению, все эти тексты погибли позднее во время пожара.
Едва ли Худяков рассчитывал на публикацию «соромных» сказок: цензура беспощадно правила и вовсе запрещала куда более безобидные сказки. Но вот на подробный комментарий к сказкам он рассчитывал, только сделать его не успел: подошло издание загадок, потом началась работа над книжками для народа, и к комментированию сказок Худяков так и не вернулсяСкорее всего, это были бы комментарии мифологического содержания, подобно тем, какими сопроводил свои «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьев...
122 сказки, напечатанные Худяковым, — достаточно представительное собрание, позволяющее судить о том, что представляли собою великорусские сказки в середине прошлого столетия не в «сказочных заповедниках» (скажем, где-нибудь в «краю непуганых птиц», в Заонежье), а в самом центре России — в деревнях  и селах, расположенных на больших дорогах, в городах и городках. У Худякова зафиксированы практически все наиболее популярные сюжеты русских волшебных сказок: «Победитель змея», «Бой на калиновом мосту», «Три царства», «Чудесное бегство», «Звериное молоко», «Пойди туда, не  знаю куда», «Мачеха и падчерица», «Волшебное кольцо», «Чудесные дети» и многие другие, причем в классических вариантах, свойственных именно русскому фольклору. Любимые в России бытовые сказки о хозяине и работнике, о шутах и дураках, глупых и упрямых женах тоже вошли в собрание Худякова. И поскольку его собрание составилось из сказок, записанных на «большой дороге», то и рассказчики его были зачастую людьми бывалыми, грамотными. Поэтому в собрании Худякова есть сказки книжного происхождения: пересказывались лубочные книжки (о Бове-королевиче), сказки из сборников XVIII – начала XIX вв.
Центральная Россия была основным «поставщиком» сказок и для Афанасьева. Вот почему многие худяковские сказки — это варианты тех же сюжетов, которые занимают главное место у Афанасьева. Как всегда в таких случаях бывает, одни из них уступают афанасьевским по полноте, другие, напротив, выглядят более полными. Один лишь пример. Сказка о чудесных дарах, известная Афанасьеву по рукописи, полученной из Липецкого уезда, изобилует логическими неувязками. Два варианта этого сюжета у Худякова...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10
Яндекс.Метрика