По дорогам центральной России
Вводная статья Е. А. Костюхина
 
...неудобным «вверять студентам... издание журналов». Один из крупнейших славистов и фольклористов того времени. Измаил Срезневский убеждает Худякова всерьез заняться наукой, предрекая ему блестящую научную карьеру. Но менялись интересы Худякова, круто менялась его судьба, и научная слава мало его занимала.
Худяков не просто собирал сказки — он внимательно присматривался к жизни народа. Только что было отменено крепостное право. Но никто не освободил народ от духовного рабства, от невежества. Этому благородному делу — духовному освобождению народа — и отдался со всей страстью Худяков. Он создает книжки для народного чтения. Первой из них была «Русская книжка» (1863), где народные сказки и песни, пословицы и загадки соседствовали с баснями Крылова, стихотворениями Некрасова, рассказами Н. Успенского и А. Писемского. Книжку заметили. Одни хвалили ее как попытку создать литературу для народа, другие хаяли, посмеиваясь над Худяковым и подобными ему авторами, которые «возлюбили нашей почвенной любовью свою низшую братию и вознамерились просвещать ее трехкопеечными изданиями» (журнал «Русское слово»).
За «Русской книжкой» последовали другие. Это были уже не сборники фольклорных и литературных произведений, а написанные самим Худяковым популярные книжки исторического содержания: «Рассказы о старинных людях» (1864–1865), «Рассказы о великих людях средних и новых времен» (1866). Цензура их не тронула. Но следующая книга Худякова, которой он отдал много сил, — «Самоучитель для начинающих обучаться грамоте» — была цензурою разгромлена. Худяков учил читать по складам на материале пословиц, а вторую часть составили рассказы естественнонаучного содержания. Они-то и вызвали негодование цензора, поскольку были «проникнуты односторонним направлением, клонящимся к подрыву основ христианского учения и государственного порядка». Поэтому «Самоучитель», уже вышедший из печати, был запрещен и изъят из продажи. Но спустя два года его переиздали в Женеве, и по этой книжке Александр Герцен учил свою младшую дочь Лизу. Последняя «народная» книга Худякова — «Древняя Русь», вышедшая уже после его ареста без указания имени автора, — тоже вызвала недовольство цензуры. Ее попытались переиздать через тридцать лет, но тут цензор был бдительнее: он отметил, что «тенденция этой книги — поколебать исторические основы русского самодержавия и православия», и весь тираж пошел под нож.
Как видно, народное просвещение, за которое взялся Худяков, не отделялось от пропаганды. Он легко находит единомышленников. В 1865 году Худяков познакомился в Москве с Николаем Ишутиным,...
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10
Яндекс.Метрика