По дорогам центральной России
Вводная статья Е. А. Костюхина
...руководителем тайного революционного кружка, и принял самое деятельное участие в его работе, став фактически руководителем петербургского филиала ишутинцев. Менее чем через год в Петербурге прозвучал выстрел Каракозова. Ишутинцы были арестованы, Каракозова повесили, а остальных отправили в Сибирь. Худяков оказался в Верхоянске — на полюсе холода, в крошечном поселении, где жило полтораста человек — якуты да несколько десятков русских, мало уже отличавшихся от якутов. Скудная жизнь и глухое одиночество погубили Худякова. Постепенно он терял рассудок. Об этом сообщили начальству, но только через пять лет Худякова увезли в иркутскую больницу для умалишенных. Там в сентябре 1876 г. Худяков скончался.
Каторжная жизнь свела Худякова с ума, но и в ссылке, пока его еще не покинул рассудок, он вернулся к тому, что так занимало его в студенческие годы, — народоведению. Худяков старательно изучал якутский язык, писал статью за статьей о Верхоянском округе, составил якутско-русский словарь, принялся за подробное описание быта верхоянских якутов, записывал якутский и русский фольклор. Все это при жизни Худякова не увидело света. Лишь в 1890 г. Русское географическое общество издало «Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки, пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И. А. Худяковым». Другая рукопись Худякова, долгое время считавшаяся утерянной, была издана только в наше время. Это «Краткое описание Верхоянского округа» (Л., 1969) — выдающийся этнографический труд, в котором талант ученого соединяется с публицистической страстью революционера. Нередко сгущая краски, Худяков описывает бедственное положение якутов: лишь суровая правда, сказанная о народе, является непременным условием его возрождения.
Как фольклорист Худяков сложился в рамках ведущей научной школы своего времени — мифологической. В Московском университете он занимался под руководством Ф. И. Буслаева, одного из «отцов» русской фольклористики, основоположника русской мифологической школы. Ничего удивительного, что юный Худяков во всем ищет осколки индоевропейских мифов, усматривая их всюду в былинах, сказках, загадках. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» истолковывалась следующим образом: Илья Муромец — это «низведенный в богатыри русский громовержец», Соловей — олицетворение ночи, меч Ильи — это молния, так что победа Ильи над Соловьем — это победа света над тьмой. А. Н. Пыпин, замечательный наш филолог, тоже поначалу разделявший взгляды мифологической школы, приветствовал составленный Худяковым сборник загадок, но счел нужным остудить пыл юного исследователя: ...