Русские сказки и песни в Сибири
(записки Красноярского подотдела Восточно-сибирского
отдела Русского географического общества)
... (в записях былин А. Маркова и особенно А. Григорьева), то к сказкам требования были много мягче. Только в ХХ веке в сборниках Н. Ончукова, Д. Зеленина и братьев Б. и Ю. Соколовых сказки и песни предстанут в относительно точных записях. В распоряжении Г. Н. Потанина были тексты, записанные с разной степенью точности, и редактор был вынужден предупредить читателей об этом: пусть он не ждет от сборника лингвистических откровений. Самыми точными оказались записи В. Ф. Булгакова — и не просто точными, но с великолепными диалектологическими комментариями, данными тут же, «по горячим следам». «Фонетического натурализма» здесь нет, но характерные черты сибирского говора переданы вполне удовлетворительно.
За корпусом сказочного собрания стоят его собиратели. Судя по всему, это люди разной квалификации — от опытного, названного уже В. Ф. Булгакова до любителей. Мы читаем эти имена и, увы, о многих из них сказать опять-таки ничего не можем: сведения о них отсутствуют даже в специальных исследованиях по истории фольклористики в Сибири: собиравший сказки в низовьях Ангары Григорий Бондарь, Нина Адрианова и М. И. Ермоленко, даже удостоившийся нашей похвалы Валентин Федорович Булгаков — кто они? Возможно, будущий исследователь найдет в архивах их следы, но пока мы ничего о них не знаем. Но о двух мы знаем достаточно много. Во-первых, это редактор и составитель — Григорий Николаевич Потанин. Помимо страсти к путешествиям, это был замечательный собиратель. Много записывал он и в путешествиях. Его замечательные собрания казахских, алтайских, тибетских сказок не потеряли своего значения до сих пор. Он был фанатично предан одной идее: доказать азиатское происхождение европейской повествовательной традиции — как был он фанатиком сибирского сепаратизма, за что попал в тюрьму и на каторгу (по «Делу о злоумышленниках, возымевших намерение отделить Сибирь от России и основать в ней республику на манер Северо-Американских штатов»). Об этом его капитальная монография «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе» (1899), об этом его работа «Ерке. Культ сына неба в Северной Азии» (1916). Попытки Потанина найти единый моносюжет и его азиатскую родину (которая была восточнее Индии, привлекавшей взоры многих компаративистов) вызвали дружный отпор и даже насмешки современников: уж очень много пламенных натяжек содержали его ученые труды. Нет у Потанина сторонников и в современности, хотя поисками моносюжета полна фольклористика ХХ века. Но пусть научные идеи Г. Н. Потанина потеряли ценность — бесценной была его организаторская деятельность: именно его стараниями открыт Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества. Не будь Потанина — не было бы и Красноярского сборника.
Среди собирателей красноярского собрания мы встречаем и Алексея Алексеевича Макаренко (1868–1942) —...
Страницы:    1    2    3    4    5    6
Яндекс.Метрика