напечатено пять сказок…» (Соколов Ю.М. Русский фольклор, —
М.: МГУ, 2009, с. 339).
Тем не менее, все исследователи отмечают, что это была первая попытка издать подлинные русские сказки. Из пяти сказок Бронницына четыре были волшебными, и Афанасьев поместил их в своем собрании «Русских народных сказок».
Правда, лишь в примечаниях.
В отличие от Бронницына, жизнь И.П. Сахарова (1807-1863) хорошо известна. Он был собиратель и болел за свой народ. Кроме сказок, он издавал множество материалов по русским фольклору и этнографии. Еще до публикации сказок, Сахаров издал «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (1836-37) и «Песни русского народа» (1838-39).
Готовя сборник, Сахаров проделал огромный труд, просмотрел материалы более 50 библиотек, изучил все лубочные издания сказок. То, как издавали сказки на лубках, чрезвычайно возмущало Ивана Петровича. Он много писал о том, что это недопустимое искажение народной речи, которую хорошо знал. Издавая свое собрание, он поместил в него и лубочные сказки. Но, очевидно, решил восстановить исходный народный язык.
Этот его порыв сыграл с ним жестокую шутку. Многие исследователи посчитали, что он, возвращая сказкам то звучание, которое слышал с детства, подделывал их… В итоге сказки Сахарова были исключены из научного оборота и стали
малоизвестными.
Скажу свое мнение: мои попытки найти источник этого мнения постоянно натыкались на то, что один фольклорист переписывает мнение другого. Никто из современных исследователей, кроме В.П. Аникина, не изучал в действительности, что за правки внес Сахаров, и действительно ли они исказил народные сказки. При этом Аникин оправдывал Сахарова, считая, что его просто ввели в заблуждение.
Боюсь, в данном случае имеет место обычная игра мнений, столь распространенная в русском обществе вообще. Сами исследователи творчества Сахарова не в силах не отмечать, что он очень глубоко знал свой предмет и очень много сделал для сохранения русской народной культуры. И честно признаюсь: читать сказки в записи Сахарова гораздо приятней, чем в лубочных записях.
Поэтому, низкий поклон тебе, Иван петрович, и пусть живет твое дело и память о тебе!
А. Шевцов