напечатено пять сказок…» (Соколов Ю.М. Русский фольклор, —
М.: МГУ, 2009, с. 339).

Тем не менее, все исследователи отмечают, что это была первая  попытка  издать  подлинные  русские  сказки.  Из  пяти сказок Бронницына четыре были волшебными, и Афанасьев поместил  их  в своем  собрании  «Русских  народных  сказок».
Правда, лишь в примечаниях.

В отличие  от Бронницына,  жизнь  И.П.  Сахарова  (1807-1863) хорошо  известна. Он  был  собиратель  и  болел  за  свой народ. Кроме  сказок,  он  издавал  множество  материалов  по русским фольклору и этнографии. Еще до публикации сказок, Сахаров  издал  «Сказания  русского  народа  о  семейной  жизни своих предков» (1836-37) и «Песни русского народа» (1838-39).
Готовя  сборник,  Сахаров  проделал  огромный  труд,  просмотрел материалы более 50 библиотек, изучил все лубочные издания  сказок. То,  как  издавали  сказки  на  лубках,  чрезвычайно возмущало  Ивана Петровича. Он  много  писал  о  том, что это недопустимое искажение народной речи, которую хорошо  знал. Издавая  свое  собрание,  он  поместил  в  него  и  лубочные сказки. Но, очевидно, решил восстановить исходный народный язык.

Этот его порыв сыграл с ним жестокую шутку. Многие исследователи  посчитали,  что  он,  возвращая  сказкам  то звучание, которое слышал с детства, подделывал их… В итоге сказки  Сахарова  были  исключены  из  научного  оборота  и  стали
малоизвестными.

Скажу  свое  мнение:  мои  попытки  найти  источник  этого мнения  постоянно  натыкались  на  то,  что  один  фольклорист переписывает  мнение  другого. Никто  из  современных  исследователей, кроме В.П. Аникина, не изучал в действительности, что  за  правки  внес  Сахаров,  и  действительно  ли  они  исказил народные сказки. При этом Аникин оправдывал Сахарова, считая, что его просто ввели в заблуждение.

Боюсь, в данном случае имеет место обычная игра мнений, столь распространенная в русском обществе вообще. Сами исследователи творчества Сахарова не в силах не отмечать, что он очень глубоко знал свой предмет и очень много сделал для сохранения русской народной культуры. И честно признаюсь:  читать  сказки  в  записи  Сахарова  гораздо  приятней, чем в лубочных записях.

Поэтому, низкий поклон тебе, Иван петрович, и пусть живет твое дело и память о тебе!
А. Шевцов
Страницы:    1    2
Яндекс.Метрика