... Почти все они (за очень немногим исключением), записаны в 90-х гг. но, к сожалению, предположенный дополнительный том с научным сопроводительным аппаратом не появился в печати, — и потому у нас отсутствуют сведения по истории данного собрания.
С 1924 года к систематическому изучению русско-сибирских сказок приступил Восточно-Сибирский Отдел Русского Государственного Географиче-ского Общества (ВСОРГО) в лице своей Этнологической Секции. С этого года в журнале «Сибирская Живая Старина» начинает печататься «Сборник Верхнеленских сказок», составленный еще в 1915 году автором настоящей вступительной заметки, — и с этого же времени Секция приступает к систематическому изучению и собиранию сказочного материала и организации для этой цели небольших экспедиций и поездок. В настоящее время, по инициативе Этнологической Секции, сделаны записи в Приангарье, в Прибайкалье, у семейских Чикойского района, в Тункинском крае, в Тулуновском округе, в Минусинском и Енисейском и др. пунктах. Главными работниками в этих экспедициях были студенты иркутского педагогического факультета — участники специальных университетских семинариев, — и в дальнейшей работе по изучению и собиранию сказки в Сибири тесно объединяются ВСОРГО и Университет.
Таким образом, предлагаемый ныне вниманию читателей и исследователей сборник является четвертым по счету специальным собранием сказочных текстов, записанных в Сибири, и уже одним этим определяется его научно-краеведческое значение. Он обогащает наши сказочные запасы двадцатью новыми текстами, из которых некоторые представляют собою значительное явление в области всей русской сказочной литературы (например, «Любовь жены» (№ 3), «О трех богатырях — Вечернике, Полуношнике и Световике» (№ 14) и нек. др.), расширяет наши сведения о районах распространения и бытования сказок в Сибири и, наконец, вводит в галерею сказителей ряд замечательных мастеров, как например, Симона Скобелина и Антона Кошкарова, особенно последнего. В кратких вступительных заметках молодых собирателей также хранится немало ценнейших штрихов по вопросу о бытовании сказки, о характере ее носителей, о связи сказки с местными хозяйственными условиями и пр.
В связи с этим, следует особо подчеркнуть важное педагогическое значение работ студенческой молодежи по собиранию сказок. Необходимость выяснения всех условий бытования сказки, обстановки, в которой она живет и рассказывается, изучение биографии сказителя, — все это заставляет глубже и пристальнее вглядываться во все стороны крестьянского быта, и таким образом собирание и запись сказок является прекрасной подготовительной школой для дальнейшего уяснения и постижения процессов народно-хозяйственной жизни...