Сказки и предания Самарского края
Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым
Дмитрий Садовников и его сказки
Вводная статья Шевцова Александра Александровича

....одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта впоследствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, – когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова».
Плодом этих усилий стало несколько книг. Самые значимые из них - в 1874-м - «Наши землепроходцы», в 1875-м уже упоминавшиеся мною «Загадки русского народа», и в 1882-м «Языческие сны русского народа».
Все последние годы своей жизни Садовников готовил к изданию сборник сказок. Среди прочего он собирался написать большую статью о сказочниках, у которых записывал сказки. Известно, что Садовников записал наибольшее количество – 72 сказки - от крестьянина с. Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии Абрама Новопольцева.
Одиннадцать сказок записано было Садовниковым от симбирского мещанина Петра Степановича Полуэхтова, шесть от А.В. Чагодаева в Симбирске, в селе Новиковка он записал пять сказок от Василия Авдеева и две от Исая Дементьевича Иванова, четыре от мещанки Елены Степановны Смирновой, три от Г.Н. Потанина и три от дворника Алексея в Симбирске, две от воротника Алексея и одну от Максима Кузьмина в с. Озерки Ставропольского уезда.
Кроме того, 14 сказок сообщены были Дмитрию Николаевичу симбирским мещанином Михаилом Ивановичем Извозчиковым, записавшим их частью от своей матери, частью от других лиц, и одна от П.В. Розанова в Симбирске. Кроме того, в сборник внесено 59 записей без указания на лица, от которых они услышаны, но не подлежит сомнению, что и они записаны на территории Симбирско-Самарского Поволжья. В общей сложности – более пятисот пятидесяти сказок, полнейшим образом представляющих то, чем жила душа русского человека в самом сердце России. Тем более, что Садовников поместил в сборник не только сказки, но и так называемые былички, то есть постарался раскрыть духовный мир простого русского человека как можно полней.
Точное время встреч со сказителями так и осталось неизвестным, а ненаписанный рассказ об этих встречах ощущался огромной утратой в изучении русского фольклора уже при издании «Сказок и преданий Самарского края»  Л.Н.Майковым в 1884 году, после того, как собиратель скоропостижно скончался от чахотки…
Издание Самарских сказок стало событием в жизни русского общества, но уже вскоре собрание Садовникова превратилось в библиографическую редкость и было доступно только для специалистов...
Страницы:    1    2    3
Яндекс.Метрика