... Отец мой, наполненный удивления, не мог ей ответствовать, но размышлял о слышанном. Между тем она, вышед на малое время, появилася пред ним в волшебном поясе, держащая чашку воды и оставя отца моего в изумлении и робости быть свидетелем происходящего, начала читать неизвестные ему слова; при чем покой тот потрясся, и вода в чашке начала кипеть. Окончив заклинания, плеснула она ный образ». В самое то мгновение увидел отец мой собаку исчезшею, а вместо ее стоящую девицу, превосходящую красотою естество смертных.
Она бросилась к волшебнице и приносила ей со слезами благодарность за ее благодеяние, потом отцу моему в чувствительнейших выражениях за избавление от смерти и приложенное о ней попечение. «Вы видите, — начала она, — несчастную княжну чешскую, которую суровая участь с самого рождения не преставала осыпать злоключениями. Родитель мой князь Горивой не может по достоинству наградить вас. Не останется ничего из состоящего в его власти, чем бы не согласился он жертвовать во изъяснение великости вашего к нему одолжения. Само небо, воздающее добродетелям более его, примет вас в объятия щедрот своих». Отец мой, который не мог взирать на прелести Останы (имя сей княжны), чтоб не заразиться страстнейшею к ней любовию, был тогда совсем смущен. Любовь, неизвестная доселе его сердцу, начала впервые торжествовать во внутренности оного. Рассудок его оставил, и язык, не слушаясь, делал его немым. Веселие, печаль, надежда, отчаяние, непонятная радость и робость, нападая на него попеременно, привели его в великое движение. Смущенные глаза его устремились на княжну и безмолвным образом живее означали внутреннее его состояние. Словом, в одну минуту вкусил он власть неизъяснимых нежных нападений. Наконец, приметив происшедший в cебе беспорядок, силился преодолеть смущение и, собрав рассудок, желал скрыть движение души своей. Он, приняв на себя вид, изъявляющий должное почтение к ее состоянию, говорил, что он числит себя счастливейшим из смертных, услужа нечаянно не меньше великой, как и прекрасной государыне, и что довольно награжденным себя почитает, когда случай доставил ему благополучие называться ее избавителем. Что он и все его имение состоят во власти ее Высочества, чем и может она располагать по соизволению.
По нескольких взаимных и большей частию беспорядочных учтивостях, просил отец мой княжну, чтоб она в знак своей к нему милости удовольствовала любопытство его объявлением своих приключений. Почему она и начала:
— В самом моем младенчестве лишилась я родительницы моей по злости одного из придворных oтцa моего. Сей ненавистный человек имел при дворе нашем чин великого спальника 1. Красота родительницы моей сделала к себе чувствительным сердце нечестивого сего человека...